Конкурс педагогических работников

Развитие социально – нравственных качеств у детей дошкольного возраста в сюжетно – ролевых играх

    Социально — нравственное развитие процесс двусторонний.

С одной стороны он предполагает активное воздействие на детей взрослых , родителей и педагогов, с другой – активность детей, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях

Цели:

  • Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников;
  • Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений с сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость;
  • Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и  всех детей любят, о нем заботятся. Проявляют уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям.
  • Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности, развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радовать успехам друг друга;
  • Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя «вежливые слова»;
  • Формировать умение  спокойно вести себя в помещении, в общественных местах, на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбы взрослых;
  • Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям, родному краю и Родине.

 

Воспитание детей, тем более нравственное не может осуществляться, как подчеркивал А.С.Макаренко каким – либо «уединенным» методом или средством.

 

В.А. Сухомлинский  подчеркивал, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это  искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (Избр. пед. соч. М., 1979, т.1 стр.104)

 

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина Программа «Я, ты, мы»

Социально – эмоциональное развитие детей от3 до 6 лет

Будущие граждане должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, быть способным на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения  и предпочтения окружающих

 

Эссе

автор: Устюжанина

Светлана Геннадьевна

Используемая литература:

Журнал «Дошкольное воспитание» №1/1991г,стр 55

МБДОО «Лопатинский детский сад»

март 2015г

      Он приходит в детский сад, здоровается, перебрасывается парой-тройкой фраз с друзьями и подходит к игрушкам. Что сегодня сразу же привлечет твое внимание? Что случилось за вечер такое, чем тебе не терпится поделиться и воплотить это в игре?

Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868гг, публицист, литературный критик) отмечал, что дошкольник жадно воспринимает впечатления от окружающего мира, перерабатывает их по своему в своей маленькой головке и из отдельных мелких фактов ежедневной жизни, из подмеченных им отрывочных слов и поступков собирает себе материал, который незаметно оказывает влияние на формирование сознания, убеждений, характера. «В этом возрасте, — писал педагог-мыслитель, — ребенок живет своей жизнью; у него своя логика, свой мир, полный грез и детских фантазий, — мир, к которому трудно примениться взрослому, в который можно проникнуть только при доверии малютки, о котором можно составить себе понятие только долгим, тщательным наблюдением».

Я загляну в твой мир, можно? Только одним глазком? Ты взял собачку, а вчера она весь день простояла на полке, а ты играл с машинками. Вот в чем дело…, папа принес домой нового щенка. Конечно, давай подберем ему имя. Все мои варианты не подошли, тогда, давай объявим конкурс на сегодняшний день – все придумывают имя щенку, а я буду записывать их на листе бумаги. Вечером ты заберешь этот лист домой, мама будет перечитывать список, а ты будешь говорить, кто из друзей какую кличку придумал.

И пусть завтра, наигравшись со щенком, ты не будешь взахлеб рассказывать какой он, я обязательно поинтересуюсь через неделю или две – как у него дела. Я уверена, именно такие ненавязчивые повторы к значимым событиям в жизни ребенка заставят его бережнее относиться к тому, что имеешь и каждый раз по новому оценивать то или иное событие в своей жизни.

Щенок будет жить на улице? А будка у него есть? Сам не можешь построить? Пойдем к старшим мальчикам, они обязательно подскажут, а ты расскажешь об их идеях папе. Всех имеющихся в группе кубиков хватило на три будки , пусть они размером с небольшие коробки, но зато в них по очереди справили новоселье все игрушки-собачки в группе.  На этом этапе я вмешиваться не буду. Там уже распределили, где будет лучше овчарке, а где пуделю, ведь каждый хозяин знает, что нужно его питомцу. И обязательно поделится хитростями воспитания и дрессировки. Я только посижу рядышком и послушаю, ладно? Ну  и конечно, спрошу то, что мне показалось новым и интересным, я знаю, ты ответишь на все мои вопросы, ведь ты видишь, что искренне заинтересовал меня.

Постепенно игра «затухнет», подойдет время занятий или обеда, ты с друзьями разберешь «будки», разложишь по местам кубики. День продолжится, одна деятельность будет сменять другую, но как только ты загрустишь или  будешь ходить по группе в поисках своей игры я постараюсь вспомнить и поговорить с тобой ( у меня для этого есть маленькие секреты – напоминалки) о новом платье, о выпавшем зубе, о разбитой дома вазе.

И если я все делаю правильно, то мы обязательно поиграем с тобой и в «ателье», и в «зубного врача», и в «художественную мастерскую», чтобы у мамы появилась новая любимая ваза. Твои друзья к тебе присоединятся, я постараюсь, чтобы так и было. Я не буду вторгаться в твой мир. Пока ты играешь, я буду узнавать его и помогать тебе узнавать тот, в который ты пришел.

 

Муниципальная бюджетная образовательная организация

«Лопатинский детский сад»

Лебяжьевский район

Устюжанина Светлана Геннадьевна

воспитатель, стаж 14 лет, первая категория

«Развитие социально – нравственных качеств в сюжетно – ролевых играх у детей дошкольного возраста»

Тезисы на презентацию

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре  —  важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что» — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается в живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ( Избр. пед.соч.М.,1979 ,т.1, с.104)

   Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми –  их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Существует неразрывная связь между целью воспитания и развитием сюжета игры, ее содержания , об этом говорила еще Н.К.Крупская. Воспитывая у детей нравственнее взаимоотношения, дружбу надо наполнять характерные детские игры  в «семью», «детский сад» и т.д.  именно таким содержанием, которое будет способствовать решению поставленных задач.

Большое влияние на развитие творческих игр оказывают игры – драматизации, объединяющие игровую и художественную деятельность. Дети с увлечением участвуют в такого рода играх . Эта деятельность имеет и реальную социальную ценность – она « для других», а не только для себя . Заложенные в точном тексте воспитательные идеи дети воспроизводят не механически, а осмысленно и эмоционально.

Групповые беседы, занятия, разговоры с детьми в повседневном общении, наблюдения за играми и руководство ими помогают более содержательно и дифференцированно проводить работузвитию.

по воспитанию социально-нравственному развитию.

Организовать деятельность детей в играх, активизировать их помогают произведения художественной литературы. Отрывки из  книг, в основу которых положены яркие драматические события, необычные случаи глубоко волнуют детей. Их увлекают характеры героев, их мужество. Смелость, находчивость, искренняя забота о людях. Книги учат добру и мужеству, зовут к действию в игре.

Установление деловых дружеских взаимоотношений детей в одной игре  вызывает желание играть в нее длительное время. Длительный контакт на почве взаимных интересов  содействует воспитанию у детей организаторских умений, накоплению нравственного опыта общения.

На протяжении всего дошкольного детства ребята играют  в «семью» . Эта игра первой возникает среди других тем игр, и в ней от возраста к возрасту отражаются постепенно  возникающие нравственные чувства и опыт общения ребенка с родителями, родственниками, близкими людьми, окружающими взрослыми и сверстниками.

_________—_____________________________________________________

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс